Стройка уходит в цифру

Цифровизация в России набирает обороты, и строительная отрасль не стала исключением. Однако часто этот процесс у девелоперов заканчивается на стадии внедрения специализированного программного обеспечения и налаживания онлайн-продаж.

О работе «строительных» экосистем, проблемах, с которыми сталкиваются компании, и о перспективах диджитализации сектора «Эксперту» рассказал управляющий партнер GRAVION Юрий Неманежин.

— Цифровизация стала трендом последнего времени для всех отраслей без исключения. Как это коснулось строительства?

— Действительно, цифровизация сейчас и очень модное слово, и очень перспективное направление развития для всех секторов. Так что логично, что строительная отрасль тоже идет по этому пути.

Однако некоторые компании под цифровизацией девелопмента понимают онлайн-продажи, цифровые сделки или, в лучшем случае, цифровизацию коммерческого блока. Но это далеко не так. Нужно понимать, что цифровой девелопмент включает в себя проектирование и строительство, управление инвестициями, управление реализацией и продажами, маркетинг, эксплуатацию и даже работу с жителями.

Это целая экосистема, в которой все решения принимаются на основе оцифрованных данных. В этой системе должна циркулировать информация о продукте и о клиентах: девелопер обязан отслеживать все, что касается возведения объекта, весь цикл работы с покупателями — с момента, как человек заинтересовался ЖК до выдачи ключей и даже дальше.

Пока, к сожалению, цифровизация строительства у нас все еще остается на невысоком уровне по сравнению с другими отраслями экономики.

1

— В самом деле, строительная отрасль считается самой «олдскульной» по темпам внедрения digital. Что тормозит ее развитие? Почему Россия отстает на этом пути от той же Европы?

— Действительность такова, что не все российские застройщики, как премиум, так и среднего сегмента, особенно в регионах, готовы к такой степени цифровизации. По сути, многие лишь заявляют, что активно используют цифровые технологии, но на деле все сводится либо к упрощенной двухмерной BIM-модели, которую вообще делает сторонний проектировщик, либо к частичной автоматизации (поставили, например, CRM-систему для продаж, программу для аналитики).

Девелоперов, которые действительно активно развивают у себя «цифру» в полном объеме, не так уж и много. И в основном они работают в столице и городах-миллионниках. При этом хотел бы отметить, что сейчас уже все понимают важность этого процесса и максимально стараются внедрить новые технологии. Более того: в России девелоперы не только пробуют и внедряют технологии информационного моделирования, BIM, на этапе проектирования, но и делают успешные попытки эффективно управлять строительством по этой технологии. Это первое.

Во-вторых, если сравнивать ситуацию у нас с зарубежными странами, например с Европой, то начало работы с тем же самым BIM при проектировании зданий у них началось гораздо раньше. В Германии — примерно в 2006 году, в Великобритании еще за несколько лет до этого. Да и обязательным на законодательном уровне BIM в Европе стал значительно раньше. В Великобритании — в 2016-м, в Германии — в 2017-м, в Австрии — в 2018 году.

И третий момент. По нашей статистике, проектные бюро в регионах только сейчас начинают внедрять технологии BIM и обучать кадры работе в цифровой среде. В целом это очень серьезная проблема — отсутствие хороших специалистов, потому что наша отрасль в части инженерных компетенций очень просела в девяностые годы, и хорошая инженерная мысль в большинстве случаев в головах у тех, кому уже за пятьдесят. А их переучить на цифровую модель работы крайне сложно. Конечно, последние полтора-два года в вузах активно началось развитие этого процесса, но, по сути, должна пройти целая эпоха, чтобы ситуация выровнялась.

— В чем же заключается необходимость внедрении BIM в инвестиционно-строительных проектах? Кому и зачем это нужно при возведении зданий?

— BIM — это ядро всей экосистемы, сердце управления строительными процессами. Использование технологий информационного моделирования позволяет значительно снизить риски удорожания стоимости на каждом этапе жизненного цикла здания.

Приведу цифры. Эта технологи снижает риск некачественного выполнения проекта на 25 процентов, а вероятность дополнения и изменения проекта — на пять процентов. Риск некачественной спецификации падает на 11 процентов, а некачественного ведения объемов работ — на 16 процентов. Неквалифицированный контроль договорных объемов и сроков снижается на 21 процент, а потребность устранения дефектов и коллизий — на 13 процентов. Риск изменения стоимости материалов — на три процента.

Читать интервью полностью